Бойцы невидимого фронта
Если Вы еще не догадались, то я имею в виду
META-теги. Их роль не заметна при отображении странички. Это
лишь команды для web-сервера или броузера, но команды важные,
и правильное использование META-тегов дает нам некоторые преимущества.
Запомните! Все META-теги не несут визуальной информации и
должны располагаться в секции <head></head> документа.
В любом другом месте они будут проигнорированы.
Удобнее всего будет, пожалуй, рассказать о МЕТА-тегах на
примере повседневных задач, возникающих при верстке. Да и
полезней это будет, чем чистая теория.
Автоматическое перенаправление
Все мы рано или поздно сталкиваемся с тем,
что сайт меняет хостинг. И в этом случае к нему уже нельзя
обратиться по старому адресу. Но ведь нам не хочется терять
своих посетителей? Поэтому обычно на старом месте размещают
одну страничку с информацией о новом адресе сайта. Но куда
более логичным будет сделать так, чтобы в дополнение к информации
броузер бы сам перешел по новому адресу. И это нетрудно сделать
благодаря META-тегу с параметром "refresh". Вот пример кода:
<meta http-equiv="refresh" content="3;
url=http://www.newaddress.com/">
В данном примере мы передали броузеру указание,
чтобы он автоматически перешел на страничку по адресу http://www.newaddress.com/
после 3-х секундной задержки. Задержка нужна, чтобы пользователь
успел прочитать информацию.
Подготовка страничек для поисковых систем
Кроме правильной регистрации сайта в поисковой
системе (см. предыдущую статью), нужно еще и подготовить наши
странички для правильной их индексации. В отличие от каталогов,
поисковые системы берут ключевые слова и описание сайта непосредственно
из кода странички. Для этой цели служат два META-тега - "description"
и "keywords". Первый отвечает за описание сайта, которое будет
выводиться при ответе на запрос, а второй определяет ключевые
слова при поиске.
Тут будет уместно сказать, что не все поисковые
системы придерживаются такой методики. Во-первых, многие системы
проверяют, чтобы содержание ключевых слов соответствовало
основному тексту странички. Во-вторых, нельзя повторять ключевые
слова несколько раз - Вас могут вообще не включить в базу
данных. В-третьих, полнотекстовые поисковые системы анализируют
все содержимое странички, но ключевые слова в них имеют приоритет
при поиске.
Если Вы уже подготовили паспорт сайта, то ключевые слова
и краткое описание у Вас уже есть. Для моего сайта, к примеру,
две строчки кода для поисковых систем будут выглядеть так:
<meta name="description" content="Дизайн и изготовление web-сайтов,
их поддержка и раскрутка в сети. Статьи и ссылки по web-дизайну,
полезные рекомендации.">
<meta name="keywords" http-equiv="keywords" content="дизайн, design,
web-design, веб-дизайн, web-мастеринг, web, веб, www, поддержка, раскрутка,
реклама, баннер, баннерик, кнопка, оптимизация, статьи по веб-дизайну,
ссылки по web-дизайну, gif, jpg, HTML, JavaScript, CGI, SSI, ASP, вишня,
cherry">
Для более широкого охвата потенциальной аудитории
ключевые слова и описание сайта рекомендуется корректировать
в соответствии со смыслом данной странички. Это повысит вероятность
попадания на Ваш сайт. Скажем, для этой статьи я скорректирую
описание и ключевые слова следующим образом:
<meta name="description" content="Использование META-тегов на страничках.
Типичные задачи и их решения.">
<meta name="keywords" http-equiv="keywords" content="дизайн, design,
web-design, веб-дизайн, web-мастеринг, web, веб, www, поддержка, раскрутка,
реклама, баннер, баннерик, кнопка, оптимизация, статьи по веб-дизайну,
ссылки по web-дизайну, gif, jpg, HTML, JavaScript, CGI, SSI, ASP, вишня,
cherry, META, ключевые слова, автоматический редирект, перенаправление">
Общее же описание сайта останется для "нейтральных" страничек.
Запрет кэширования страничек
Для определенного круга задач необходимо, чтобы страничка
каждый раз загружалась с сервера, а не из кэша web-броузера.
В первую очередь, это необходимо для сайтов,
которые поставляют динамически изменяющееся содержание. Например,
результат поиска по сайту, курс доллара в реальном режиме,
электронный магазин или обычный чат. В этих случаях нельзя
быть уверенным, что страничка в кэше соответствует реальной.
Для решения этой задачи мы можем непосредственно
запретить броузеру кэшировать наши странички. И, разумеется,
мы сделаем это при помощи META-тега, воспользовавшись его
свойством "expires". Оно указывает дату устаревания содержимого
странички. Для того, чтобы страничка не кэшировалась, нам
достаточно установить прошедшую дату. Например, вот так:
<meta http-equiv="expires" content="Mon, 01 Jan 1990 00:00:00 GMT">
Другие полезные META-теги
Кроме описанных выше тегов есть еще несколько, которые часто
встречаются на web-страничках.
К примеру, META-тег с параметром "author" служит
для указания автора странички и учитывается некоторыми поисковыми
системами. И вообще у каждой странички должен быть автор,
так что имеет смысл пользоваться этим тегом.
Похожий META-тег с параметром "generator" автоматически
проставляется различными HTML-редакторами и содержит информацию
о программе, в которой была сделана страничка. Хотя смысла
от этого тега, IMHO, немного. Некоторые авторы в его описании
дублируют информацию META-тега "author".
Еще одно частое использование META-тега - это
указание языка, на котором написана страничка. Например, для
того, чтобы сказать броузеру, что наша страничка русская и
содержит текст в кодировке Win-1251, мы должны написать следующий
код:
<meta http-equiv="content-type" content="text/html;
charset=Windows-1251">
Но пользоваться этой возможностью следует очень
осторожно, так как она порождает определенные проблемы, которые
могут привести к тому, что текст на страничке станет нечитаемым.
Более подробно об этом в следующей статье.
Конечно, здесь описаны далеко не все META-теги,
я постарался описать лишь самые употребляемые и полезные.
Оставшиеся используются гораздо реже и если они Вам понадобятся,
то Вы всегда сможете прочитать о них в любом хорошем HTML-справочнике.
|